МОУ "ООШ № 34" г. Сыктывкара
Республика Коми, г. Сыктывкар
  • ОРКСЭ

    Уважаемые родители (законные представители) обучающихся 3-х классов!


    23 марта 2023 года  в 18.00 состоится родительское собрание, посвященное ознакомлению с содержанием комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», и свободному, добровольному, информированному выбору родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов  модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

    Цель и задачи учебного курса ОРКСЭ:

        Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009  в следующем 2020-2021 учебном году в 4-х классах будет введён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». 
       Одним из актуальных аспектов деятельности школы в условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование у ребят мотиваций  к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России. На достижение этой цели направлено введение в 4-х классах с 1 сентября 2012 года курса ОРКСЭ. 
        При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ. После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики».
        К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий.  В то же время Правительство РФ определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Минобрнауки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса».
    Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:
    1. Основы православной культуры;
    2. Основы исламской культуры;
    3. Основы буддийской культуры;
    4. Основы иудейской культуры;
    5. Основы мировых религиозных культур;
    6. Основы светской этики.
    Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
    Задачи учебного курса ОРКСЭ:
    1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
    2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 
    3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    ОРКСЭ:
    Содержание учебного  предмета «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики» «ОРКСЭ»  .
    Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

    Содержание  учебного  предмета «ОРКСЭ» ,  модуль «Основы  православной  культуры»  (34 часа).
    Содержание.
    Модуль «Основы православной культуры».
    Россия – наша Родина.(1ч.)
    Введение в православную духовную традицию. Самая  главная  встреча.
    Введение  в  православную  традицию. Культура и религия. Самая  главная  встреча.
    Во что верят православные христиане. Есть  только  одна  Книга.
      Бог-Творец  мира. Сын Человеческий. Добро и зло в православной традиции. История  одного предательства. В  ожидании  Спасителя. Возлюби  Господа Бога своего.
     Золотое правило нравственности. Возлюби  ближнего  своего Притчи  Иисуса Христа.. Любовь к ближнему. Любовь  сильнее  смерти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Как  стать  счастливым.  Притчи  Иисуса  Христа. Подвиг  христианской  жизни. Жизнь  как  горящая  свеча. Милосердие и сострадание. Православие в России. Пастырь  добрый. Православный храм и другие святыни. Девочка,  Которая  стала  храмом.  «В  яслях  спал  на  свежем сене тихий крошечный Христос»Дорога к храму. Церковь-корабль спасения. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Икона – окно  в  Божий мир. Притчи  Иисуса Христа. Праздники. Каждый  день – праздник . Крестный  путь  и  воскресение Христианская семья и её ценности. От  рождения  до  вечности.«Не в силе  Бог,  а в правде!»Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. «Героем  тот  лишь  назовётся»…
    Богатыри.
    Содержание  учебного  предмета «ОРКСЭ», модуль «Основы светской этики» (34 часа).
    Россия–наша Родина.
    Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Этика – наука о нравственной жизни человека.Праздники как
    одна из форм исторической памяти. Жизнь протекает среди людей. Действия с приставкой «СО».Образцы нравственности в культурах разных
    народов. Добрым жить на свете веселей. Жизнь священна. Ростки нравственного опыта поведения.Государство и мораль гражданина. Правила общения для всех. Чистый ручеёк нашей речи.Образцы нравственности в культуре  Отечества. Общение и источники преодоления обид. Слово, обращённое к тебе. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Жить во благо себе и другим.Высшие нравственные ценности,идеалы, принципы морали. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
    Этикет. Образование как нравственная норма. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Методы
    нравственного самосовершенствования. В развитие добрых  чувств – творение души. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Доброте сопутствует терпение.
    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
    многоконфессионального народа России. Природа – волшебные двери к добру и доверию. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века.
    Содержание  учебного  предмета «ОРКСЭ» , модуль «Основы исламской культуры»
    Россия – наша Родина.
    Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. 
    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Содержание  учебного  предмета «ОРКСЭ» ,модуль «Основы буддийской культуры»
    Россия – наша Родина.
    Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Содержание  учебного  предмета «ОРКСЭ» , модуль «Основы иудейской культуры»
    Россия – наша Родина.
    Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. 
    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Содержание  учебного  предмета «ОРКСЭ» , модуль «Основы мировых религиозных культур»
    Россия – наша Родина.
    Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    О выборе модулей курса «ОРКСЭ»
    Уважаемые родители!
    В 2023/2024 учебном году в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.
    Главная цель введения данного комплексного учебного курса — воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России. В нашей школе курс успешно преподаётся с 2012 года.
    Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе. 
    Курс содержит:
    •    четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
    •    модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
    •    модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.
    Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!
    Процедура выбора в общеобразовательном учреждении установлена принятым регламентом. Чтобы Вы могли сделать информированный и свободный выбор, администрация школы предоставит Вам информацию о процедуре выбора, а также основные сведения по каждому из модулей курса на специальном родительском собрании, которое должны будут пройти в школе в марте  2023 года. 
    Вопросы о содержании модулей, особенностях учебного процесса, в том числе Вашего участия в нём, Вы сможете задать учителям и представителям религиозных организаций.
    Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.
    В своём выборе ориентируйтесь исключительно на интересы Вашего ребёнка, Вашей семьи. 
     


     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie