Уважаемые родители (законные представители) обучающихся 3-х классов!
23 марта 2023 года в 18.00 состоится родительское собрание, посвященное ознакомлению с содержанием комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», и свободному, добровольному, информированному выбору родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель и задачи учебного курса ОРКСЭ:
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в следующем 2020-2021 учебном году в 4-х классах будет введён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Одним из актуальных аспектов деятельности школы в условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование у ребят мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России. На достижение этой цели направлено введение в 4-х классах с 1 сентября 2012 года курса ОРКСЭ.
При этом глава государства напомнил о конституционных принципах свободы совести и о светском характере государства. Тогда же Президент предложил провести эксперимент по внедрению нового учебного курса в ряде регионов РФ. После долгих согласований курс получил название «Основы религиозных культур и светской этики».
К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий. В то же время Правительство РФ определило, в каких именно регионах будет проходить эксперимент по преподаванию в российских школах основ религии и поручило Минобрнауки России заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, «соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса».
Учебный курс ОРК и СЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ОРКСЭ:
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» «ОРКСЭ» .
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Содержание учебного предмета «ОРКСЭ» , модуль «Основы православной культуры» (34 часа).
Содержание.
Модуль «Основы православной культуры».
Россия – наша Родина.(1ч.)
Введение в православную духовную традицию. Самая главная встреча.
Введение в православную традицию. Культура и религия. Самая главная встреча.
Во что верят православные христиане. Есть только одна Книга.
Бог-Творец мира. Сын Человеческий. Добро и зло в православной традиции. История одного предательства. В ожидании Спасителя. Возлюби Господа Бога своего.
Золотое правило нравственности. Возлюби ближнего своего Притчи Иисуса Христа.. Любовь к ближнему. Любовь сильнее смерти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Как стать счастливым. Притчи Иисуса Христа. Подвиг христианской жизни. Жизнь как горящая свеча. Милосердие и сострадание. Православие в России. Пастырь добрый. Православный храм и другие святыни. Девочка, Которая стала храмом. «В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос»Дорога к храму. Церковь-корабль спасения. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Икона – окно в Божий мир. Притчи Иисуса Христа. Праздники. Каждый день – праздник . Крестный путь и воскресение Христианская семья и её ценности. От рождения до вечности.«Не в силе Бог, а в правде!»Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. «Героем тот лишь назовётся»…
Богатыри.
Содержание учебного предмета «ОРКСЭ», модуль «Основы светской этики» (34 часа).
Россия–наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Этика – наука о нравственной жизни человека.Праздники как
одна из форм исторической памяти. Жизнь протекает среди людей. Действия с приставкой «СО».Образцы нравственности в культурах разных
народов. Добрым жить на свете веселей. Жизнь священна. Ростки нравственного опыта поведения.Государство и мораль гражданина. Правила общения для всех. Чистый ручеёк нашей речи.Образцы нравственности в культуре Отечества. Общение и источники преодоления обид. Слово, обращённое к тебе. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Жить во благо себе и другим.Высшие нравственные ценности,идеалы, принципы морали. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.
Этикет. Образование как нравственная норма. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Методы
нравственного самосовершенствования. В развитие добрых чувств – творение души. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Доброте сопутствует терпение.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России. Природа – волшебные двери к добру и доверию. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века.
Содержание учебного предмета «ОРКСЭ» , модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Содержание учебного предмета «ОРКСЭ» ,модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Содержание учебного предмета «ОРКСЭ» , модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Содержание учебного предмета «ОРКСЭ» , модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
О выборе модулей курса «ОРКСЭ»
Уважаемые родители!
В 2023/2024 учебном году в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.
Главная цель введения данного комплексного учебного курса — воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России. В нашей школе курс успешно преподаётся с 2012 года.
Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.
Курс содержит:
• четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
• модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
• модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.
Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!
Процедура выбора в общеобразовательном учреждении установлена принятым регламентом. Чтобы Вы могли сделать информированный и свободный выбор, администрация школы предоставит Вам информацию о процедуре выбора, а также основные сведения по каждому из модулей курса на специальном родительском собрании, которое должны будут пройти в школе в марте 2023 года.
Вопросы о содержании модулей, особенностях учебного процесса, в том числе Вашего участия в нём, Вы сможете задать учителям и представителям религиозных организаций.
Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена указанным регламентом.
В своём выборе ориентируйтесь исключительно на интересы Вашего ребёнка, Вашей семьи.